Прокрутить к контенту ↓


Удаление вокала из фонограммы

Краткое описание
В общем случае разделение вокала и фонограммы невозможно. И, хотя существует ряд методов, позволяющих сделать вокал менее заметным, «минусовые» записи обычно создаются путём подбора на слух.

Возможно ли удаление вокала

В общем случае разделение вокала и фонограммы невозможно. Однако существует ряд методов, позволяющих с большим или меньшим успехом сделать вокал менее заметным, хотя, к сожалению, этому неизбежно сопутствует снижение качества звучания фонограммы в целом. К таким методам можно отнести следующие:

  • взаимное вычитание стереоканалов для удаления вокала, нередко располагающегося в центре стереопанорамы;
  • вырезание относительно узкой полосы частот, соответствующей характеру имеющегося в фонограмме вокала;
  • применение особых алгоритмов анализа звукового сигнала для выделения вокала из суммарной звуковой волны.

Взаимное вычитание стереоканалов

Метод применим только для стереофонических фонограмм и основан на том, что зачастую вокальная партия располагается по центру стереопанорамы и фактически является постоянной составляющей, в одинаковой степени присутствующей в обоих каналах. К сожалению, есть ряд «побочных эффектов»:

  • фонограмма становится монофонической;
  • могут существенно измениться соотношения уровней громкости отдельных партий. Причина этого в том, что практически никогда инструмент не располагается строго слева или строго справа на звуковой сцене. Поэтому при вычитании каналов возможно снижение уровней громкости и остальных партий (например, ударных) — вплоть до их полного изчезновения, если, как и вокал, они располагаются по центру стереопанорамы;
  • ярко выраженная реверберация или какая-либо другая эффект-обработка вокальной дорожки в исходной фонограмме во многих случаях способна существенно снизить эффективность метода за счёт порождаемой такими обработками неидентичности вокальных составляющих в левом и правом каналах.

В силу своей простоты этот принцип реализован во множестве программных и аппаратных средств — например, в DirectX- и Winamp-плагине AnalogX Vocal Remover.

Вырезание узкой полосы частот (частотная фильтрация)

Применение метода сопровождается существенным снижением качества звучания исходной фонограммы просто в силу того, что в том же диапазоне частот, к которому принадлежит вокальная дорожка, могут находиться и другие инструментальные партии, которые изменению не подлежат. Наименее предпочтительный из методов.

Особые алгоритмы удаления вокала

Самое перспективное направление на пути к решению задачи.

Уже существуют относительно серьёзные разработки подобного рода — например, программа Prosoniq Pandora RT для платформы Apple Macintosh, которая ранее являлась самостоятельным продуктом, а сейчас является частью пакета sonicWORX Pro, предназначенного для отображения, извлечения и подавления отдельных инструментальных и вокальных партий в миксе в полуавтоматическом режиме.

К сожалению, насколько известно автору, обеспечиваемое качество результата примерно аналогично таковому при использовании метода вычитания каналов. Однако, поскольку в основе работы Pandora RT лежит не банальная арифметика (как при вычитании каналов), а особый алгоритм анализа звуковой волны с целью поиска и удаления вокала, программу можно с одинаковым успехом использовать для подавления вокала как в стерео-, так и в монозаписях.

Реальность

Увы, обычно так называемые «минусы», или «минусовки» (фонограммы без вокальной дорожки), получают не из исходных, «плюсовых» записей, а путём подбора на слух каждой из партий произведения и исполнения их при помощи инструментов, более-менее похожих на использованные при написании песни-оригинала.

Таким образом, помимо варианта получения оригинальной студийной фонограммы напрямую от право­обладателя, «минусовая» версия песни чаще всего создаётся музыкантом с нуля. Такой путь «удаления вокала» требует специальных навыков, но обеспечивает лучшее качество и гарантированный результат.