Dell P2415Q. Авторский обзор 4K-монитора

Dell P2415Q — предста­витель второго поколения компью­терных мониторов с разрешением 4K Ultra HD (3840×2160), основанный на матрице IPS с диагональю 23,8 дюйма (60,5 см).

Существует также функционально аналогичная 27-дюймовая модель P2715Q.

В обзоре — описание особен­ностей монитора и личных впечатлений автора от его исполь­зования начиная с марта 2015 года. Обзор обновляется и дополняется по мере получения новых данных при эксплу­атации монитора.

SST и 60 Гц без MST

В отличие от модели 2014 года — UP2414Q, новая модель P2415Q при исполь­зовании интер­фейса DisplayPort поддерживает работу на полной частоте обновления 60 Гц без применения много­поточного режима MST. Благодаря этому работает масштаби­рование сигнала с разрешением, отличным от физического разрешения монитора, средствами видео­карты — на UP2414Q это было невозможно.

Таким образом, как и пред­полагалось, монитор P2415Q использует для передачи данных режим SST. А режим MST в нём используется по прямому назначению — для последо­вательного подключения (daisy-chaining) к компьютеру одно­вре­менно двух 4K-мониторов с половинной частотой обновления 30 Гц. Для этого в мониторе предусмотрен не только DP-вход (для подключения компьютера), но и DP-выход (для подключения второго 4K-монитора к первому).

Экран

В целом

  • Широтно-импульсная модуляция (ШИМ) для управления яркостью либо не используется вовсе, либо работает с очень высокой частотой, много­кратно превышающей традиционные 200-300 Гц. С помощью фото­аппарата по методике TFT Central использование ШИМ не обнару­живается.
  • Инверсия кристаллов (мерцание Vcom): изобра­жение воспринимается как намного более стабильное по сравнению с NEC 20WGX², «мельтешение» значительно менее заметно — скорее всего, во многом благодаря более мелкому пикселу и вытекающей из этого частичной взаимной компенсации мерцания соседних пикселов.
  • Межпиксельная сетка не видна, причём не только на типичном расстоянии от глаз, но и при некотором приближении к экрану; изображение очень чёткое; векторные изобра­жения и текст очень гладкие. Курсив теперь красив даже при малом размере шрифта. Матема­тические формулы и иероглифы тоже смотрятся отлично, хотя для них разрешение 4K всё же низковато. :-)
  • Заметного «кристал­лического» эффекта (свое­образных «переливов» при скольжении взгляда по экрану или изменении угла просмотра) нет.
  • Цвето­передача хорошая (градиенты — без «ступенек»; фото смотрятся отлично), но её портит сильный Glow-эффект (подобно бюджетному FHD-монитору Dell S2240L с матрицей E-IPS): при отклонении по горизонтали от перпен­ди­куляра к экрану на экран словно накла­дывается градиентная серая пелена, особенно заметная на тёмных изобра­жениях. Причём для проявления эффекта даже не обязательно отклоняться — левый и правый края широкого экрана в любом случае располагаются под заметным углом, даже если центр экрана расположен ровно перед пользо­вателем. На IPS-мониторе NEC 20WGX² такого не было. Если бы монитор с таким сильным Glow-эффектом имел обычное разрешение типа Full HD, он, пожалуй, не пред­ставлял бы интереса, но ради высокого разрешения на Glow-эффект можно временно (до появления более качест­венных ЖК- или OLED-мониторов по разумным ценам) закрыть глаза.
  • При подключении с исполь­зованием интер­фейса DisplayPort исполь­зуется полно­ценная цветовая субдиск­ретизация (chroma subsampling) 4:4:4, т. е. каждый пиксел имеет индиви­дуальный цвет в отличие, например, от 4:2:0, где цвет одинаков для каждых четырёх пикселов.

Особенности конкретного экземпляра

  • «Битых» пикселов нет. Цветовая неравно­мерность и «грязные пятнышки» (dust spots), о которых упоминали некоторые пользо­ватели на Amazon и зарубежных форумах, отсутствуют.
  • Края ЖК-экрана при лёгком нажатии на них прогибаются внутрь монитора.
  • Несколько крайних слева и справа пикселов при небольшом отклонении от перпен­ди­куляра постепенно перестают быть видны — словно соответ­ствующие части экрана слегка загнуты в направлении от поль­зователя (слева эффект выражен сильнее — проявляется при меньшем отклонении, чем справа). Возможно, это специфика подсветки: например, система подсветки расположена на некотором расстоянии от ЖК-матрицы, а свето­излучающие элементы — ровно по периметру видимой части экрана без запаса, поэтому при отклонении от перпен­дикуляра за пропа­дающими пикселами, вероятно, просто физически нет подсветки. Ранее автору с таким недостатком ЖК-мониторов сталкиваться не доводилось.

Аппаратное масштаби­рование

Монитор поддер­живает аппаратное масштаби­рование с сохранением пропорций для сигналов с разрешением, отличным от физи­ческого разрешения дисплея — в меню монитора для этого следует выбрать пункт «Авт. изм. разм.» («Auto Resize») в разделе меню «Экран» → «Формат» («Display» → «Aspect Ratio»). При этом качество масштаби­рования средствами самого монитора в плане чёткости изобра­жения значительно выше, чем при масштаби­ровании средствами видео­карты nVidia (GeForce GTX 650 Ti Boost).

К сожалению, вне зависимости от разрешения сигнала используется бикуби­ческая или билинейная интер­поляция (при масштаби­ровании как средствами монитора, так и средствами видео­карты), поэтому даже если физическое разрешение монитора (3840×2160) нацело делится на разрешение сигнала (например, 1920×1080), изображение всё равно немного размыто, хотя могло бы быть совершенно чётким, если бы пикселы просто повторялись: например, сигнал 1920×1080 можно вывести на экран 3840×2160 вообще без размытия, точно сопоставив каждый логический пиксел 4-м (2×2) физическим, отобра­жающим в точности один и тот же цвет.

Для наглядности ниже пред­ставлены фото­графии одного и того же скриншота программы Reaper, сделанные с исполь­зованием трёх способов масштаби­рования:

Масштаби­рование без размытия (повторением пикселов) реализовано путём отобра­жения скриншота средствами программы XnView, предоста­вляющей такую возможность.

К счастью, поддержка масштаби­рования средствами видео­карты благодаря исполь­зованию монитором SST-режима оставляет шанс, что в дальнейшем масштаби­рование путём повторения пикселов может быть реализовано средствами видео­драйвера — соответ­ствующее пред­ложение уже отправлено в nVidia; существуют также темы на офици­альных форумах GeForce и AMD (1, 2).

Обновлено (): Подпишитесь под петицией на Change.org, чтобы помочь продемон­стрировать востребо­ванность функции масштаби­рования без размытия на уровне видео­драйвера. См. также авторскую статью «Цело­чис­ленное масштаби­рование без размытия», описывающую суть вопроса и сущест­вующие частичные решения.

Обновлено (): Бесплатная авторская программа IntegerScaler осуществляет цело­численное масштаби­рование без размытия для игр, поддер­живающих оконный режим.

Обновлено (): Поддержка цело­численного масштаби­рования без размытия (integer scaling) под Windows 10 анонси­рована Intel и реализована nVidia в видео­драйвере начиная с версии 436.02 от . К сожалению, в обоих случаях поддержка доступна только для видео­чипов последнего поколения (Intel Ice Lake; nVidia RTX / GTX 16*) и поэтому бесполезна для подавляющего большинства пользо­вателей. Кроме того, поддержка анонси­рована для 27-дюймового QHD-монитора EVE Spectrum, ожидаемого в конце года. Подробнее см. в разделе «Прогресс» статьи о цело­численном масштаби­ровании.

HiDPI и масштаби­рование средствами ОС

Совместимость программ с HiDPI

Многие Windows-программы несовместимы с режимами HiDPI (High-DPI) (т. е., в термино­логии Microsoft, не являются DPI-aware). Для некоторых программ это решается отключением DPI-вирту­ализации (авто­мати­ческого масштаби­рования путём растровой интер­поляции) в свойствах испол­няемого файла (галка «Отключить масштаби­рование изобра­жения при высоком разрешении экрана»). Причём для 64-битных программ эта галка в Windows 7 неактивна, поэтому отключить масштаби­рование можно только через реестр:

HKEY_CURRENT_USER\Software\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\AppCompatFlags\Layers

Но некоторые программы (например, клиент Steam) становятся мелкими, либо все элементы окна располагаются неадекватно, частично «наползая» друг на друга (например, Omea Reader Pro 2). Текст в программах, отмасшта­биро­ванных в рамках DPI-вирту­ализации (которую Windows включает авто­матически для программ, формально не поддер­живающих HiDPI), выглядит примерно так же размыто, как на ЭЛТ-мониторах.

Некоторые программы формально являются DPI-aware, но в действи­тель­ности отрисо­вываются без учёта реальной плотности точек и потому выглядят очень мелкими (например, антивирус ESET NOD32 8 и панель управления звуковой карты ESI Juli@ в драйвере версии 1.18).

В некоторых (многих?) программах, для которых поддержку HiDPI-режима удаётся включить отключением масштаби­рования, области, за которые можно «ухватиться» с целью пере­таски­вания, не учитывают текущую плотность точек, в результате чего при системном масштабе 200% попасть в такую область становится сложнее, поскольку она вдвое более узкая, чем при масштабе 100%.

Любопытно, что даже фирменная программа Dell Display Manager для монитора на самом деле поддерживает HiDPI, но формально — нет, поэтому по умолчанию размыта. И даже встроенная в Windows программа дозвона Windows\System32\rasautou.exe тоже по умолчанию размыта.

Обновлено (): возможности, касающиеся HiDPI, значительно расширены в Windows 10.

В веб-браузере в рамках вёрстки, не адапти­рованной для режимов с повышенной плотностью точек, растровые (точечные) изобра­жения масшта­бируются всегда с исполь­зованием бикуби­ческой или билинейной интер­поляции и поэтому размыты, даже если были подготовлены с точным попаданием в пиксельную сетку и при системном масштабе 100% выглядели идеально чётко. Векторные изобра­жения смотрятся очень чётко, и их исполь­зование становится в контексте произвольной плотности точек особенно актуальным. Обновлено: устранить неоправ­данное размытие растровых изобра­жений на веб-страницах в большинстве случаев призвано авторское расширение SmartUpscale для браузеров Firefox и Chrome.

Системный масштаб 200%

Windows 7

В Windows 7 при выборе масштаба 200% проявляется неприятная ошибка (баг) — поле поиска в окне Проводника становится очень широким, а адресная строка — очень узкой, и их размеры невозможно изменить (опреде­лённый экспери­ментально макси­мальный системный масштаб, при котором поле поиска в Windows 7 ещё можно изменить в размере — 188%). В Windows 10 такого бага нет. Обновлено: бесплатная авторская программа ExplorerHiDpiFix позволяет обойти эту ошибку Проводника Windows 7.

Кроме того, указатели мыши становятся слегка искажёнными из-за отсутствия в поставке Windows 7 файлов указателей для масштаба 200% (используются, судя по всему, указатели для масштаба 150%, отмасшта­бированные с помощью простейшего алгоритма интер­поляции «по соседним»). Это можно обойти, например, позаим­ствовав файлы указателей из Windows 10.

Для применения масштаба в Windows 7 необходимо выйти из системы (log-off) и снова войти (log-on). В Windows 10 (как минимум начиная с пред­вари­тельной сборки 10074) масштаб применяется сразу, при этом система уведомляет пользо­вателя, что желательно осуществить цикл «выход/вход» для наилучшей работы программ, а уже запущенные программы, не поддер­живающие собст­венный масштаб для каждого отдельного монитора, масшта­бируются как растровые изобра­жения.

Ubuntu

В Ubuntu Linux (например, версий 14.10 и 15.04) масштаб применяется сразу и не требует пере­загрузки системы или выхода/входа.

Браузер Firefox в Ubuntu не распознаёт повышенную плотность точек. Исправить это можно, вставив соответ­ствующий масштабный коэффи­циент (для масштаба 200% — 2) в качестве значения параметра layout.css.devPixelsPerPx на странице скрытых настроек, доступной по псевдо-URL-адресу about:config. После этого желательно пере­запустить браузер, иначе главное («много­ярусное») выпадающее меню интерфейса Australis, используемого начиная с Firefox 29, отображается некорректно.

Макси­мальное разрешение, доступное в Ubuntu для монитора Dell P2415Q, ограничено 2560×1440. Полное 4K-разрешение в Ubuntu (проверены версии 14.04, 14.10 и 15.04) автору включить не удалось.

Виртуальные машины

Среда виртуа­лизации VMware Player не масш­табирует виртуальный экран, поэтому работа с виртуальными машинами на основе ОС, не поддер­живающих полно­ценное масштаби­рование (например, Windows XP), затруднена тем, что содержимое виртуального экрана отрисовывается очень мелко. Кроме того, макси­мальное доступное разрешение в VMware Player — лишь 2560×1920.

В отличие от VMware Player, среда виртуа­лизации VirtualBox поддер­живает масштаби­рование экрана виртуальной машины («Дисплей → Коэффи­циент масштаби­рования» в свойствах виртуальной машины).

Игры

Поддержка 4K

Некоторые игры не поддерживают разрешение 4K.

  • Некоторые (например, «Urban Trial Freestyle») — «выкидывают» на рабочий стол, продолжая в фоновом режиме воспро­изводить звуковое сопрово­ждение из игры. При этом на саму игру как приложение пере­клю­читься уже не удаётся, поэтому приходится принуди­тельно завершать процесс через Диспетчер задач.
  • В некоторых, по своей природе полностью трёх­мерных и теоре­тически поддер­живающих сколь угодно высокое разрешение, разрешения 4K нет в списке доступных в игре разрешений (например, в «Giana Sisters: Twisted Dreams - Rise of the Owlverlord» макси­мальное доступное разрешение — 2560×1440; обновлено: по состоянию на 2016-03-15 проблема в конкретной игре, похоже, устранена, либо это зависит от версии видео­драйвера).
  • Некоторые (например, «Mortal Kombat Komplete Edition») формально не являются DPI-aware-приложениями, и 4K-разрешение в них доступно только при принуди­тельном отключении масштаби­рования в свойствах испол­няемого файла.
  • Некоторые игры (например, «Duck Tales Remastered») вне зави­симости от выбранного в настройках разрешения работают в фикси­рованном низком разрешении (например, 1280×720 или 1920×1080) и всегда выглядят размытыми. При этом при работе «Duck Tales Remastered» остаётся видна Панель задач Windows (обновлено: похоже, это зависит от версии видео­драйвера).
  • Работо­способ­ность некоторых игр (например, «Burnout Paradise») в разрешении 4K зависит от версии видео­драйвера: с одной версией драйвера nVidia (347.88) игра «падает» при запуске в разрешении 4K со сгла­живанием, но нормально работает без сгла­живания, с более свежей версией драйвера (350.12+) — без проблем работает со сгла­живанием.
  • Некоторые игры в целом поддер­живают разрешение 4K, но некоторые их части работают неправильно. Например, в игре «Bionic Commando Rearmed» в подуровнях-голово­ломках типа «Взломай вражескую сеть» («Hack enemy network») отобра­жается только каркас куба, а содержащиеся в нём элементы голово­ломки не видны. Проблему можно обойти временным умень­шением разрешения, например, до 2560×1440. Повысить разрешение отрисовки игры можно с помощью программы DxWnd, но при этом сильно падает быстро­действие по сравнению с собст­венным 4K-режимом игры.

Примеры игр, беспроб­лемных в отношении 4K: «GRID Autosport», «Projects CARS», «DiRT 3 Complete Edition», «DiRT 2», «nail’d», «Trackmania 2 Stadium», «Test Drive: Ferrari Racing Legends», «Rayman Legends», «Trine, «Trine Enchanted Edition», «Trine 2», «Castle of Illusion», «Sonic Generations», «Syder Arcade», «Tomb Raider: Anniversary», «Oddworld: New ’n’ Tasty», «Pool Nation», «Mirror’s Edge».

Быстро­действие

На связке Intel Core i7-3770T + nVidia GTX 650 Ti Boost в разрешении 4K:

  • «nail’d» отлично работает с макси­мальными настройками качества и сглаживания и выглядит замечательно, правда частота кадров составляет лишь около 30 к/с;
  • «Mortal Kombat Komplete Edition» работает быстро с макси­мальными настройками качества, но только без сгла­живания. Включение сглажи­вания любого уровня приводит к «слайд-шоу»;
  • «Burnout Paradise», «Need for Speed: Hot Pursuit» (2010) и «Driver: San Francisco» работают практически идеально на макси­мальных настройках качества, стабильно выдавая близкую к 60 к/с частоту кадров.

Сглаживание (anti­aliasing)

Иногда озвучи­вается мнение, что при разрешении 4K в сгла­живании нет необхо­димости. Это соответ­ствует действи­тель­ности лишь отчасти. Разрешение 4K, конечно, высокое, но не настолько. На статичных кадрах «лесенки» действи­тельно можно не разглядеть. Но постоянно дрожащий муар мелких медленно движущихся объектов (например, зрителей на дальних трибунах) в играх типа «GRID Autosport» при отклю­чённом сглаживании очень заметен и, скорее всего, будет заметен даже на 8K-мониторах аналогичной диагонали.

При этом 4K без сглаживания обычно выглядит лучше, чем Full HD со сглаживанием.

Видео­запись

Качество видео­записи с помощью nVidia ShadowPlay для видео­карт младше GTX 980/970, к сожалению, ограничено разрешением 2560×1440 при кадровой частоте 30 к/с, даже если в настройках ShadowPlay выбрана запись видео в разрешении игры (In-game) при 60 к/с.

Приоритеты видео­выходов

Приоритеты видео­выходов (по убыванию) видео­карты Gigabyte GeForce GTX 650 Ti Boost (GV-N65TBOC-2GD):

  1. DVI;
  2. HDMI;
  3. DisplayPort.

Из-за этого, если к видео­карте по HDMI подключён, например, телевизор, вплоть до окончания загрузки Windows изображение выводится не на DP-выход, а на HDMI-выход — даже когда подклю­чённый по HDMI телевизор выключен и разве что не отключён от электросети. Доступа к BIOS видео­карты нет, поэтому легитимного способа изменить приоритеты выходов тоже нет. В результате затруднены выбор загрузочного накопителя и доступ в CMOS Setup материнской платы.

У видео­карты AMD Radeon RX 6400 видео­выход DisplayPort, наоборот, имеет приоритет над HDMI, и процесс загрузки компьютера выводится на монитор, подключённый по DisplayPort.

Есть предположение, что современный BIOS UEFI-типа может предо­ставлять возможность управления приоритетами видео­выходов. Windows это умеет, значит и UEFI как мини­атюрная опера­ционная система, более продвинутая, чем обычная BIOS, тоже может поддер­живать эту возможность. Но, по мнению сотрудника англо­язычной техни­ческой поддержки nVidia, озвученному при личном разговоре в чате с автором этих строк, UEFI здесь бессилен.

В качестве видео­входа в настройках монитора по умолчанию выбран полно­размерный DisplayPort. Если же вы подключили его к компьютеру с помощью комплектного кабеля DP-mDP (mini-DisplayPort — к монитору, DisplayPort — к компьютеру), то следует вручную в настройках монитора выбрать видео­вход «mDP» в меню «Источник сигнала» («Input Source») монитора.

Концентратор USB 3.0

Разъёмы

В монитор встроен концен­тратор (хаб) USB 3.0, предо­став­ляющий 4 порта для подклю­чения устройств. К сожалению, три из них выведены на ту же панель, где распо­лагаются разъёмы питания и под­ключения источника видео­сигнала. Эта панель направлена вниз, потен­циально электрически небезопасна (блок питания встроен в монитор, и к монитору подведены полно­весные 220 В) и в общем случае закрывается крышкой, поэтому подключить что-то к таким портам по сути можно только стационарно, либо приходится оставлять крышку незакрытой. Для оперативного подключения и отключения доступен лишь один порт USB 3.0, выведенный на заднюю стенку монитора перпен­дику­лярно его плоскости.

Порты USB 3.0 вместо тради­ционного голубого цвета выполнены в чёрном. Это может сбивать с толку пользователей, не знакомых с техни­ческими характе­ристиками данной модели монитора.

Совместимость

Судя по всему, концентратор Dell P2415Q несовместим с USB-3.0-контроллерами Etron EJ168 (такие устанав­ливались, в частности, на мате­ринские платы Gigabyte 2011 года): система не может запустить концен­тратор как устройство, а если вдруг (после очередной пере­загрузки компь­ютера) запускает, то под­ключённый к концен­тратору внешний накопитель пропадает из системы через несколько секунд после начала передачи данных.

При подключении концен­тратора к порту USB 2.0, реализо­ванному на уровне чипсета Intel, проблем нет, но и скорость ожидаемо составляет лишь около 30 МБ/с.

Что интересно, при подключении концен­тратора не напрямую к мате­ринской плате, а к другому концен­тратору USB 3.0 (D-Link DUB-1340), проблем тоже не возникает, и внешние накопители корректно работают на полной скорости.

Иногда USB-концен­тратор монитора опознаётся как неизвестное устройство (Unknown device), и тогда подклю­чаемые к нему устройства не работают: питание на них подаётся, но в системе они не видны. Обычно это можно исправить выключением и после­дующим включением монитора с помощью кнопки на его корпусе.

Безопасное извлечение

После операции «безопасного извлечения» USB-устройства в Windows питание с внешнего накопителя не снимается. При прямом подключении к компьютеру (контроллер Etron EJ168) питание тоже не снимается, но, например, при подключении через концен­тратор D-Link — снимается, значит это зависит от реализации, и в реализации Dell это просто не предусмотрено.

При выключении монитора кнопкой на его корпусе авто­матически снимается питание с подключённых к USB-концентратору накопителей.

Кнопки и меню

  • Кнопки на мониторе физические, благодаря чему их, в отличие от сенсорных, при необ­ходи­мости можно без проблем нащупать при недоста­точном освещении.
  • При нажатии любой из 4-х кнопок отобра­жается меню монитора.
  • Меню монитора поддер­живает русский язык. По умолчанию выбран английский. Пере­клю­читься на русский можно в меню монитора «Menu» → «Language».
  • Свето­диод в кнопке включения/выключения монитора по умолчанию светится, но это можно отключить в настройках монитора: «Мощность» → «Индикатор кнопки питания» → «Выключить в активном состоянии» («Energy» → «Power Button LED» → «Off During Active»). В режиме ожидания свето­диод мерцает, циклично плавно понижая и повышая свою яркость.

Нюансы

  • В Windows 7 с видео­картой nVidia GTX 650 Ti Boost эффек­тивная кадровая частота перио­дически снижается до 30 или даже 15 к/с, что воспри­нимается как прерывистость («дёрганость») при пере­мещении указателя мыши и прокрутке. Это происходит, например, после выхода монитора из режима ожидания, при запуске некоторых программ (например, VMware Player), при просмотре некоторых сайтов в веб-браузере либо вообще без очевидных причин.

    Степень проявления проблемы зависит от версии видео­драйвера: если раньше (например, с версией 350.12 драйвера nVidia) преры­вистость наблюдалась лишь иногда, то при исполь­зовании всех новых версий драйвера nVidia как минимум начиная с 361.91 проблема имеет место почти постоянно — вплоть до полной невоз­можности комфортной работы.

    Скорее всего, причина не в мониторе, а в недоста­точной оптими­зации видео­драйвера nVidia для работы в разрешении 4K под Windows 7. В Windows 10 проблема не проявляется.

  • Начиная с версии видео­драйвера nVidia 353.30 появилась проблема: после выхода монитора из режима ожидания разрешение оказывается пере­клю­чённым на 2560×1440. При этом оно становится макси­мальным разрешением, доступным в настройках системы, поэтому переключиться вручную обратно на 3840×2160 невозможно.

    Исправляется путём выключения/включения монитора, пере­загрузки компьютера или пере­установки видео­драйвера. После этого почти всегда перестаёт работать встроенный в монитор USB-концентратор, а Windows сообщает об успешной установке драйвера для неизвестного устройства (Unknown Device):

    В этом помогает только физическое отключение монитора от электросети.

    Последняя версия драйвера nVidia, с которой проблема 2560×1440 не проявляется — 353.06 ().

  • Раз в несколько недель монитор не выходит из режима ожидания либо не включается при первичной подаче питания. Чаще всего это решается выключением монитора и последующим его включением с помощью кнопки на его корпусе, но иногда помогает только полное обес­точивание.
  • Один раз за 5,5 лет экран заполнился двумя однотонными прямо­угольниками серого и жёлтого цветов, разделившими экран пополам. Решилось выключением монитора и извлечением/вставкой DP-кабеля в монитор.

  • Серийные номера, указанные на мониторе и упаковке (коробке), не совпадают: различается 2-й (6-значный) из пяти фрагментов, разделённых дефисами. Учитывая что упаковку ваш покорный слуга вскрыл сам, можно было бы пред­положить, что монитор перепутали на заводе-изготовителе (Qisda Corporation) или на уровне расфасовки российским дистри­бьютором (ООО «Вектрум-К»). Но так называемая метка обслуживания (Service Tag), гаранти­рованно уникальная для каждого устройства Dell, на мониторе и коробке оказалась одинаковой. Значит, либо различа­ющиеся серийные номера на устройстве и его упаковке в данном случае являются нормой, либо на одной из фабричных наклеек (на коробке или мониторе) случайно напечатан ошибочный серийный номер.
    Обновлено (): Судя по фото другого монитора Dell — UP2715K — и его упаковки (1, 2) в обзоре 3DNews, различие серийных номеров на мониторе и его упаковке при совпадении Service Tag является для мониторов Dell совершенно нормальным, либо, как минимум, случай не единичный.

Прочее

  • Конкретный экземпляр монитора произведён компанией Qisda Corporation в Китае. Ревизия — A00. Согласно программе Dell Display Manager 1.53.2065 (), дата производства монитора —, и версия прошивки (firmware) — M2B101.
  • Яркость и контрастность экрана можно регулировать с помощью программы Dell Display Manager (DDM), доступной на сайте производителя. К сожалению, как и в аналогичной программе NEC NaViSet, пред­назна­ченной для мониторов NEC, в графическом (оконном) интер­фейсе программы нет возможности создавать пользо­вательские наборы настроек (например, с меньшей яркостью — для обычной работы с текстом, и с большей — для игр и фильмов), поэтому при необхо­димости изменить яркость или контрастность приходится каждый раз вручную пере­мещать ползунок в нужную позицию. К счастью, в отличие от NEC NaViSet, хотя бы есть возможность быстро ввести конкретное числовое значение в текстовое поле рядом с ползунком. Впрочем, есть возможность задавать значения параметров через командную строку, благодаря чему можно имитировать функцио­нальность «пресетов» с помощью нескольких заранее под­готов­ленных ярлыков с разными параметрами командной строки. Поначалу яркость изменялась плавно, но позднее стала изменяться всегда резко — скорее всего, это зависит от версии программы Dell Display Manager.
  • В монитор встроена функция проверки экрана: достаточно подключить монитор к электро­сети, включить его круглой кнопкой внизу справа на корпусе и на несколько секунд зажать продол­говатые горизон­тальные кнопки 1 и 4 (по порядку сверху вниз). Отобразится серый экран, и нажатием кнопки 4 можно последо­вательно отображать на экране основные цвета (красный, зелёный, синий и чёрный).
  • Благодаря свето­диодной подсветке, по сравнению с монитором на люми­нес­центной подсветке, ощутимо обогревавшем лицо (а тепловое воздействие является, в частности, одной из причин катаракты — помутнения хрусталика глаза), здесь это практически не ощущается — по меньшей мере при уровне яркости 18%, оказавшемся для вашего покорного слуги оптимальным (позднее остановился на сочетании яркости 10% и контрастности 70%).
  • Монитор поддерживает разгон (overdrive) ЖК-матрицы, это настраивается в меню монитора «Меню» → «Экран» → «Время отклика» («Menu» → «Display» → «Response Time»). По умолчанию этот режим отключён, в играх ощутимого эффекта от включения разгона нет.
  • Монитор не подвержен сколь-нибудь заметному эффекту остаточного изображения (image retention).
  • Поддер­живаемые монитором разрешения: 3840×2160, 2560×1600, 2560×1440, 2048×1536, 2048×1280, 1920×1440, 1920×1200, 1920×1080, 1768×992, 1680×1050, 1600×1200, 1600×1024, 1600×900, 1440×900, 1440×1050, 1366×768, 1360×768, 1280×1024, 1280×960, 1280×800, 1280×768, 1280×720, 1176×664, 1152×864, 1024×768, 800×600.
  • Монитор и подставка поставляются разъ­единён­ными. Их соединение не требует инстру­мента и осущест­вляется простым защёл­киванием. Для разъ­еди­нения служит кнопка под выемкой для подставки в мониторе.

Гарантийная замена ()

Попытка заменить монитор по гарантии в связи с проблемой периоди­ческого невыхода из ждущего режима не увенчалась успехом. Предо­став­ленный монитор оказался отремонти­рованным бывшим в употреблении (refurbished) и при этом брако­ванным (свистящим), а вероятность получения нового оказалась близка к нулю. Подроб­ности далее.

Звонок в Dell

В январе 2018 года позвонил по телефону, указанному в одном из комплектных документов монитора, и рассказал, что мой монитор не всегда включается после ждущего режима.

Ответивший на русском языке сотрудник уточнил, с самого ли начала проявлялась эта проблема, потом спросил сервис-тег (Service Tag, SrvTag) монитора, мой физический адрес, почтовый индекс и выслал на элект­ронную почту 9-значный номер (позже выяснилось, что это номер обращения). Этот номер он попросил написать на листе бумаги и прислать фото­графию, где он был бы запечатлён вместе с задней панелью монитора, содержащей сервис-тег. Кроме того, он попросил прислать сфото­графиро­ванный или отскани­рованный товарный чек. Листа бумаги под рукой не оказалось, поэтому я набрал номер на мобильном телефоне и сфото­графи­ровал его на фоне задней панели монитора. Вместе с товарным чеком на всякий случай выслал и фискальный.

Любопытно, что в email-адресе сотрудника Dell была опечатка в части, соответ­ствующей его фамилии, но при этом адрес рабочий — отправляемые на него письма на практике доходят до адресата.

Доставка

Через шесть дней около 14:00 мне позвонил курьер службы доставки UPS, сказал, что у него для меня посылка «видимо, от Dell», и сообщил, что будет минут через 45.

Войдя, человек, внешне и голосом напоми­нающий актёра Вадима Андреева («баламута»), бодро поставил перед мной коробку и попросил расписаться на экране элект­ронного устройства, похожего на переносной кассовый аппарат. Штрихи появлялись на экране с задержкой примерно в полсекунды, поэтому подпись получилась несколько искажённой, но курьера это, похоже, не волновало. Также он попросил назвать вслух мою фамилию. Весь процесс занял от силы минуту.

Наивно предполагая, что монитор новый и в полной комплектации, я спросил, можно ли будет мой монитор для возврата упаковать в его собст­венную упаковку вместо привезённой новой. Он сказал, что это не имеет значения.

Монитор и упаковка

Монитор был упакован в коробку заметно большего размера, чем ориги­нальная коробка Dell.

Монитор оказался не новым, а отремон­тиро­ванным, о чём говорили надписи «Refurbished» на наклейках на коробке и на нижней части подставки.

В коробке были только соединённые друг с другом монитор и подставка, изолиро­ванные от коробки прозрачными амортиза­ционными прокладками. Прокладки напоминали миниа­тюрные надувные матрасы и выглядели как несколько склеенных трубчатых надувных шаров, из которых по пути к Парку Горького обычно вяжут/лепят разные фигурки.

Номер ревизии A02 на при­везённом мониторе был наклеен поверх исходного номера ревизии монитора (очевидно, A00).

Дата произ­водства монитора — январь 2015 года. Дата, указанная на наклейке на коробке (Date of Label Application) (в моём случае 20-07-2017) — всего лишь дата прикле­ивания наклейки.

Брак

При проверке привезённого монитора оказалось, что он издавал высоко­частотный звук, похожий на свист или, скорее, на звук, издаваемый кузнечиками. Звук был слышен при низкой яркости, а также при отображении тёмных изображений при любой яркости. Мой экземпляр монитора издаёт такой звук в режиме ожидания (того самого, из которого он не всегда выходит). Аналогичный звук в аналогичных ситуациях, как оказалось, издаёт и мой монитор, но он гораздо тише, поэтому я его раньше не замечал. С точки зрения изображения заметных недостатков у предо­став­ленного монитора не было.

Т. к. монитор оказался бывшим в упот­реблении и при этом брако­ванным, от него пришлось отказаться. Не исключено, что именно из-за свиста его и сдал предыдущий владелец, а монитор затем просто пере­прошили (обновили прошивку — firmware) до ревизии A02 и в состоянии «как есть» (со свистом) добавили в обменный фонд.

Возврат

На следующий день тот же курьер забрал монитор, на этот раз позвонив около 12:40 лишь минут за 5-10 до приезда. Был не столь приветлив, как в первый раз: твердил как мантру «время дорого» и не желал потратить даже несколько секунд, чтобы удосто­вериться, что внутри коробки лежит монитор. С нескрываемым неудово­льствием и сопроти­влением (вплоть до физического оттал­кивания моих рук от коробки) всё же увидев монитор, кое-как приклеил скотч и быстро понёс коробку к лифту.

Никакого документа, подтвер­ждающего, что монитор он забрал, курьер не предоставил. В ответ на мой вопрос ответил, что компания в любом случае видит, что он приезжал, и беспокоиться не о чем.

Спустя несколько дней сотрудник Dell в ответ на мой вопрос сообщил, что подтвердить получение монитора они не могут, но если бы монитор не вернулся, то об этом из UPS уже сообщили бы в службу безо­пасности Dell, а значит по умолчанию всё в порядке.

Только замена

Как сообщили в Dell, гарантийное обслу­живание мониторов Dell заключается исклю­чительно в замене монитора целиком.

Ремонт или пере­прошивка непосред­ственно монитора, изначально приобре­тённого потре­бителем, в сервис-центрах Dell не осущест­вляется ни в России, ни в других странах. Гаранти­ровать замену на новый монитор или монитор какой-то конкретной ревизии Dell не может.

Замена на монитор более свежей модели, потен­циально изначально лишённой соответ­ствующего недостатка, согласно правилам Dell также невозможна. Замена на новую модель невозможна даже с доплатой, т. к. они «не торгующая организация».

Повторных попыток обмена я пред­принимать не стал, т. к., по словам сотрудника Dell, принявшего моё изначальное обращение, вероятность получить дейст­вительно новый монитор очень низкая.

Выводы

Достоинства

  • Разумный размер 24″.
  • Отличная чёткость и невидимость межпик­сельной сетки благодаря высокому разрешению 4K.
  • Инверсия кристаллов мало­заметна.
  • Хорошая цвето­передача благодаря матрице IPS.
  • Отсутствие заметного эффекта остаточного изображения.
  • Отсутствие или очень высокая частота ШИМ.
  • SST: 60 Гц без MST и возможность масштаби­рования средствами видео­карты.
  • Встроенная аппаратная функция масштаби­рования с сохранением пропорций.
  • Возможность последо­вательного подключения двух мониторов к одному порту DisplayPort компьютера.
  • Встроенный концен­тратор USB 3.0 с 4-мя портами.

Недостатки

  • Сильнейший Glow-эффект.
  • Проблемная видимость крайних пикселов по бокам экрана.
  • Иногда монитор не возвращается из режима ожидания.
  • Размытие даже при цело­численных масштабах.
  • Края ЖК-экрана при лёгком нажатии на них прогибаются внутрь монитора.
  • 3 из 4-х портов встроенного концен­тратора USB 3.0 трудно­доступны.
  • Концен­тратор USB 3.0 несовместим с контрол­лерами Etron EJ168.
  • Не снимается питание с внешних USB-накопителей после операции безопасного извлечения в Windows.
  • Серийные номера, указанные на мониторе и упаковке (коробке), не совпадают.
  • При системном масштабе 200% фирменная программа Dell Display Manager по умолчанию выглядит размытой.
  • Гарантия Dell состоит исклю­чительно в замене монитора целиком, при этом велика вероятность получить отремон­тированный Б/У экземпляр.

Итого

Автор этих строк по-прежнему мечтает об OLED-мониторе: без инверсии кристаллов, без Glow-эффекта, с качественной цвето­передачей, настоящим глубоким чёрным цветом и почти нулевым временем отклика. Теперь — с разрешением не ниже 4K. ;-)

Но даже приме­нительно к ЖК-мониторам переход на разрешение Ultra HD — дейст­вительно качественный шаг вперёд. А достаточная зрелость техно­логии (без исполь­зования обходных манёвров вроде MST для достижения полно­ценных паспортных харак­теристик), невзирая на некоторые недочёты конкретных моделей и нюансы с поддержкой HiDPI на программном уровне, позволяет рекомендовать переход на 4K-мониторы всем, кто много работает на компьютере, ценит комфорт и бережёт своё зрение.